Театр на Покровке - "Месяц в деревне" Иван Тургенев

Жизнь в деревне монотонна. Особенно для молодой женщины. Рядом с Натальей Петровной есть мужчины: нелюбимый муж, надоевший поклонник, но нет страсти. Один день неотличим от другого. Закаты сменяются рассветами, и, кажется, что перемены уже не способны повлиять на безмятежную рутину. Но маленький камешек потревожил застывшую воду и пошла рябь. На размеренную, тихую деревенскую жизнь обрушилась волна страсти, ревности, любви. Эфемерный порядок растаял под давлением нового, волнующего чувства. И все герои теперь крепко связаны друг с другом - словами, действиями, эмоциями.

Из рецензий:

 С.Арцибашев взялся за эту пьесу, кажется, вовсе не предполагая, что она была написана в прошлом веке. Он ставит ее как драму XX века с присущей этому веку жесткостью страстей…

 

Конечно, Арцибашев знает предшественников и будто в пику им рисует тургеневских персонажей, используя, подобно художнику-авангардисту, совсем иной, неожиданный материал.

Цекиновский Б. Иван Тургенев и другие. Экран и сцена, № 50 (206), 16-23.12.1993.

 

Актерские крупные планы, как в кино: такая близость к зрителю – непростое испытание, тем более что воздушная, изящная, «кружевная» пьеса Тургенева вся выстроена на игре чувств, их нюансах и перепадах…

Этот спектакль – о нелогичности чувства и его оправдании. Когда «вино бросилось в голову, словно яду дали»…

Короткий и страстный этот спектакль еще о том, что «всякая любовь, счастливая, равно как и несчастливая, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь».

Мурзина М. Месяц любви в деревне. Известия, № 116 (23971), 24.06.1993.

 

«От любви до ненависти один шаг – включается механизм мести за неразделенные чувства, за унижение, за измену. А при наших-то претензиях друг к другу? А при наших-то амбициях? При нашей невостребованности и тоске?! И поэтому гуляют наши чувства. И захлестывают нас эмоции, и косят направо и налево: и лежат вдоль дороги свежескошенные стебельки наших добрых и светлых намерений и благих порывов» - Сергей Арцибашев из статьи Курбанова Е. Сердце глупо ноет, словно голодное.

 

Лукаво и вместе с тем сострадательно разглядывает режиссер каждого участника драмы; комедия и трагедия в спектакле идут рука об руку. над каждым персонажем посмеиваемся вслед постановщику и мы, но почти каждому сострадаем…

Кажется, театр творится из воздуха, но на самом деле его театр основан на глубоком и серьезном анализе психологических отношений, где трактовки ролей соотносятся  друг с другом, где оттенки и нюансы важны для тонкости картины в целом.

С.Арцибашев умеет не торопиться, не жить с оглядкой на то, что «купят». он мужественно служит тому направлению театрального искусства, которое, увы, сегодня непопулярно – искусству психологического реализма.

Галахова О. Преображение без искажения. «Месяц в деревне» Сергея Арцыбашева. Независимая газета, 20.08.1993.

 

Само название звучит умиротворенно, обещая действительно пение птиц, шепот трав и счастливое состояние души..

Поначалу ты обманываешься этой легкостью, летним зноем…, пока не почувствуешь, что плотность воздуха сгущается, знойное тепло концентрируется до предела, мешая дышать легко и свободно. так бывает в преддверии грозы: еще не слышно раскатов грома, но дыхание уже угадывается…

В результате получилось трагическое полотно, где любовь, одиночество и ревность идут рука об руку, сопутствуя друг другу и не разделяя общих чувств.

Анохина Н. Приезжайте в деревню, господа! Чудно проведем время. Культура.

 

Персонажи «Месяца в деревне», перенесенные на сцену театра на Покровке – это, пожалуй, еще не бесы, а скорее, падшие ангелы. Дети безмятежного XIX века, они еще обладают неким запасом прочности, который позволяет им сохранить свои души. они могут заблуждаться, но могут и признаться себе, что одолеваемы бесовщиной. Путь к покаянию и спасению для них открыт.

Всеми их поступками движет жажда любви. В одной из восточных притч сказано, что человека обуревают 108 низменных страстей, а противостоит им только одна: любовь. но не всегда любовь оказывается божеским даром. Арцибашев, беспощадно анализируя природу переживания героев, пытается доказать, что они находятся во власти не подлинного глубокого чувства, а всего лишь изнуряющей страсти.

Минченок Д. «Месяц в деревне» как предчувствие «Бесов». Коммерсант-Daily, № 119, от.11.06.1993.

Международная премия "Мы вместе"